Коррупция представляет собой значительную проблему в современной России, затрагивающую все аспекты жизни, включая государственное управление, правоохранительные органы, здравоохранение и образование. Страна приобрела стойкий имидж клептократического (от др. – греч. воровать и господство, власть; буквально «власть воров») и глубоко коррумпированного государства не только внутри страны, но и за рубежом. Существует своеобразный рейтинг коррумпированности власти, в котором Россия занимает весьма незавидное положение.
Нельзя не согласиться с тем, что именно коррупционные отношения, с одной стороны, подрывает устои государственной власти, деформируют общественное сознание, провоцируют дальнейшее распространение и усиление криминальной напряженности в стране, а с другой, ослабляют возможности государства и общества эффективно реагировать на этот процесс.
Одной из наиболее негативных особенностей этого недуга является то, что он стал менее воспринимаемым и осуждаемым в обществе, чему в немалой степени способствовали пробелы в правовом воспитании населения. К сожалению, эту тенденцию не могут переломить ни пресса, ни телевидение. Острота восприятия материалов о коррупции в обществе все больше утрачивается, а воздействующая сила в плане создания обстановки нетерпимости к коррупции как социальному явлению день ото дня ослабевает. Возник своего рода синдром привыкания к ней, который стал настолько существенным, что огромную часть общества не слишком раздражает продажность отдельных государственных чиновников. Значительной частью граждан сообщения и разоблачения коррупции вообще воспринимаются как попытка одних должностных лиц очернить своих оппонентов и заработать дополнительные очки в продвижении на те или иные должности.
Наиболее распространенной формой коррупции является взяточничество. В той или иной степени, с процессом взяточничества граждане сталкиваются в повседневной жизни, например, в сфере образования.
Так, доцент кафедры медицинской и биологической физики СОГМА, а также на период сессии экзаменатор по зачету по учебной дисциплине «физика, математика» Б-в И.Ф., совершил 11 эпизодов получения взятки. Б-в И.Ф. при проведении промежуточной аттестации на период проведения сессии являлся должностным лицом, так как оценивал результаты в форме зачетов по системе: «зачет» – «не зачет», то есть временно был наделен организационно распорядительными полномочиями в государственном учреждении – СОГМА. Осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде посягательства на основы государственной образовательной системы, и желая их наступления, он получал взятки в размере до десяти тысяч рублей. После получения взяток, в нарушение Положения о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов СОГМА, преступник оценивал результаты студентов по дисциплине «физика, математика» как «зачет».
В судебном заседании подсудимый Б-в И.Ф. виновным себя в предъявленном обвинении признал в полном объеме и чистосердечно раскаялся в содеянном.
Приговором Ленинского районного суда РСО – Алания Б-в И.Ф. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 291.2 УК РФ (11 эпизодов) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
На сегодняшний день коррупция является одним из основных препятствий в движении России вперед. Чем-либо одним, вроде повышения зарплаты, с коррупцией не справиться. Самый строгий подход не решит проблемы коррупции. Прозвучит банально, но единственно верный путь – последовательно повышать правовую и духовную культуру, развивать гражданские институты. Необходимы комплексные меры такого плана, как: правовое образование населения; введение действительного общественного контроля над взаимоотношениями между государственными служащими, образованием, бизнесом и политикой; совершенствование системы мониторинга за нравственным состоянием граждан, особенно подростков и молодежи.
Пресс-служба ленинского районного суда г. Владикавказа Рсо-Алания