Защита своих прав при неэтичном поведении персонала в сфере обслуживан

С хамством, халтурой, неисполнением обязанностей мы сталкиваемся часто. Но мы никогда не будем жить хорошо, если не научимся отстаивать свои законные интересы. К сожалению, грубость со стороны персонала розничной торговли и сферы услуг чаще всего остается безнаказанной. Как поступать, если персонал различных заведений вел себя невежливо по отношению к вам?

В идеале нужно начать с самого торгового предприятия, в котором произошел инцидент. При этом необходимо иметь в виду, что письменные обращения всегда выглядят весомее чем устные. Первым делом требуйте жалобную книгу, на сегодняшний день ее наличие на предприятиях розничной торговли и сферы услуг обязательно. Книга должна находиться в торговых залах на видном и доступном месте. Также должны быть созданы все условия для ее заполнения: наличие авторучки, стола и стула. А вот требовать от вас предъявления документов и объяснения, для чего вам понадобилась жалобная книга, сотрудники магазинов, ресторанов и кафе не имеют права. Отказ предоставить вам книгу жалоб и предложений является основанием для привлечения работника торговли или сферы услуг к административной ответственности по статье 14.15 КоАП РФ.

Жалобу необходимо адресовать руководителю торгового предприятия, подробно рассказав обо всех обстоятельствах произошедшего, а также указать, что именно вы хотите. В данном случае вы можете потребовать призвать разбушевавшегося продавца (исполнителя) к дисциплинарной ответственности и потребовать от него извинений. Однако, чтобы привлечь продавца к ответственности, необходимо запастись доказательствами, которые будут подтверждать данное обстоятельство: уточните Ф.И.О. продавца, найдите свидетелей инцидента, а также по возможности запишите разговор с продавцом на диктофон (например, на мобильный телефон). Дальше можно действовать по обстоятельствам. Скорее всего, реакция на грамотно составленную жалобу будет.

Если она вас не устроит, вы можете поступить в соответствии со своим предупреждением, то есть обратиться с письменным заявлением в полицию и Роспотребнадзор, приложив к заявлению документы, подтверждающие нарушение ваших прав. Ваше обращение в суд может быть, как с иском о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда, так и с заявлением о принятии к производству дела частного обвинения за клевету или оскорбление. Различие между названными способами судебной защиты заключается в виде ответственности: в первом случае для грубияна может наступить ответственность в виде возложения на него судом обязанности выплатить определенную денежную сумму и компенсировать причинённый моральный вред, во втором речь идет о привлечении лица к уголовной ответственности за совершение преступления (клевету или оскорбление).

Олеся Дедегкаева